Главная
ГлавнаяКонтактыКарта сайта
  От волокна до ткани
  Натуральные текстильные волокна
  Как изготавливают одежду
  Химические волокна
  Изготовление пряжи
  Производство тканей
  Отделка тканей
  Ткани, которые не ткут
  На швейной фабрике

На швейной фабрике

Одежда закрывает большую часть тела человека, поэтому очень важно, чтобы она была удобной. Одежда должна создавать вокруг нашего тела благоприятный микроклимат, чтобы тело могло дышать, должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Эти требования очень разнообразны и зависят от назначения одежды, климата, времени года и даже суток и т. д. Поэтому так многообразна и наша одежда. Тем, кто живет и работает в северных широтах, нужна теплая одежда, которая бы хорошо защищала при длительной работе на морозе, на ветру и т. п. В этом случае большую роль играет так называемое тепловое сопротивление одежды, отделяющей тело от окружающей среды. Важны конструкция одежды и то, как скреплены участки, через которые может проникать холодный воздух. Летом в жару необходимо, чтобы тело не перегревалось, чтобы одежда была вентилируемой, обеспечивала нужный обмен воздуха. Одежда рыбаков, оленеводов, горнорабочих Крайнего Севера, трактористов имеет свои особенности: она не должна промокать, но в то же время должна пропускать воздух.

Большое значение для человека имеет и масса одежды. От тяжелой одежды болят плечи, быстро появляется усталость, ухудшается самочувствие, в ней трудно работать. Масса зимней одежды, даже в средней полосе страны, около 8—10 кг. А это составляет 12—14% по отношению к средней массе человека — 70—75 кг. Между тем шкура пушного зверя составляет примерно 5% от массы животного! И еще: независимо от назначения одежда должна быть красивой, будь то нарядный костюм или рабочий комбинезон. Одежда должна всегда украшать человека.

Одежду делают из самых разнообразных материалов. Для зимних вещей используют ткани, плохо проводящие тепло: они лучше греют. Для летней, наоборот, употребляют ткани с большой теплопроводностью и воздухопроводностью, обычно светлых тонов: ведь светлая ткань лучше отражает солнечные лучи. Белье шьют из мягких, легких, хорошо стирающихся тканей. Основные материалы для верхней одежды — различные шерстяные ткани, трикотаж, мех, некоторые нетканые материалы. Для подкладки используют шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани. Жесткость отдельным частям одежды придают с помощью бортовой ткани, флизелина и т. д. Для придания одежде теплозащитных свойств используют ватин, вату, поролон и др. Скрепляют детали одежды нитками или клеем. Для одежды необходимы еще и пуговицы, крючки, кнопки, пряжки, ленты, тесьма, кружева, шнуры и др.

На современных швейных фабриках одежду изготовляют непрерывно-поточным способом. Это значит, что рабочие места и оборудование размещаются в цехе последовательно, по ходу технологического процесса. От одного рабочего места к другому обрабатываемые изделия передаются различными устройствами: это скаты, транспортеры, конвейеры, которые могут менять скорость, перемещать изделия не только вперед, но и назад, а на некоторые рабочие места даже по нескольку раз. При массовом производстве одежды происходит дальнейшее разделение труда и специализация работ на каждом рабочем месте. Универсальные машины для шитья вытесняются машинами, предназначенными для выполнения отдельных операций — втачивания рукавов, оттачивания бортов и т. д. Много автоматических и полуавтоматических машин. Производительность таких машин и качество работы значительно выше. Например, на втачивание рукава идет в 2—2,5 раза меньше времени, чем шло при использовании универсальных швейных машин. Из чего же складывается рабочий процесс на швейной фабрике?

Прежде всего художники-модельеры создают эскизы моделей одежды, из которых выбирают лучшие образцы. Затем конструкторы разрабатывают выкройки деталей одежды. Художник-модельер, проектируя новые модели, учитывает главным образом эстетические требования. Задача конструктора заключается в том, чтобы сделать модели экономичными и технологичными. Для проектирования одежды необходимы и очень хорошие манекены.

Но как правильно рассчитать размеры одежды? Ведь с каждого человека мерку не снимешь! Но это и не нужно. Надо только хорошо знать особенности человеческой фигуры и ее изменения в зависимости от возраста, климата и т. д. Сейчас при шитье одежды учитывают не только размер изделия (определяется по полуобхвату груди) и рост (по длине тела), но и полноту (полуобхват талии и бедер).

А как раскраивают ткани, если одновременно шьется так много изделий? При массовом производстве ткань настилают в несколько десятков слоев, высокой стопкой, и выкраивают сразу десятки деталей. Высота стопки, называемой в швейном производстве настилом, зависит от вида ткани, ее толщины и отделки и т. п. Хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин и др.) настилают в 150—180 полотен; бобрик, драп — в 18—26. На верхнее полотно наносится с помощью лекала (выкройки из картона, окантованные жестью) контур выкройки изделия.

Ткани необходимо тщательно подготовить к раскрою: промерить их длину и ширину, подобрать по цвету, рисунку и т. д. Экономичность раскроя зависит от того, как разложены на настиле лекала, как подобраны ткани по длине, ширине и т. д.

Раскраивается ткань по предварительно очерченным контурам при помощи машин различных типов: передвижных с прямым или круглым ножом и неподвижных, так называемых ленточных, где нож имеет форму ленты и неподвижен. В этом случае при раскрое закройщик передвигает ткани. Передвижные машины с прямым ножом применяют главным образом для рассекания настила на части и вырезания деталей простой конфигурации. У передвижной машины с круглым ножом (применяется при раскрое белья, легкого платья и т. д.) режущей частью служит диск, направляемый рукой человека.

Далее детали вырезаются ленточной машиной. Нож такой машины представляет собой стальную ленту шириной 13—15 мм. Чтобы детали точно соответствовали нужным размерам, на верхний слой накладывают лекала.

Применяют и вырубание деталей вместо выкраивания, когда размеры и форма деталей более или менее стандартны и меняются редко. Вырубание очень перспективный метод, он позволяет применять простые по конструкции машины с резаками и автоматизировать процесс. Скроенные детали (в зависимости от вида и назначения изделия) соединяются различными швами на разнообразных швейных машинах: стачиваются на быстроходных одноигольных машинах, которые делают 500 стежков в минуту и более; стегаются на многоигольных машинах и т. д. Широко распространены швейные машины с зигзагообразной строчкой, машины потайного стежка, вышивальные машины, автоматы для пришивания пуговиц и крючков, петельные машины.

Наши ученые ищут новые методы соединения тканей. Это особенно важно для синтетических материалов. Шить из них одежду на обычных швейных машинах затруднительно: они очень упруги, скользят — и детали одежды при шитье стягиваются по линии шва, появляются складки. Кроме того, волокна, составляющие эти ткани, не выносят высоких температур, поэтому на больших скоростях работы швейных машин при проколе иглой слои ткани сплавляются. И вот была создана новая, совсем необычная безниточная машина. Она не сшивает, а сваривает ткани при помощи ультразвука. Она очень похожа на простую швейную машинку, но в головке ее размещен ультразвуковой генератор. На безниточной машине можно сшивать (сваривать) не только синтетические материалы, но также натуральные ткани и трикотаж с синтетическими пленками, искусственной кожей. Машина работает очень быстро, так как не надо менять шпули и бобины, не рвутся нитки, не ломаются иглы.

Интересны также новые способы соединения деталей одежды при помощи клея вместо ниток.

Клеевые швы отличаются прочностью, эластичностью, стойкостью к свету, хорошо переносят химчистку. При этом используют клеи жидкие и пастообразные. Швы проклеивают специальными лентами или промазывают. Особенно удобно применять клеевые швы при изготовлении водозащитной одежды для рыбаков, шахтеров и др. Хороши такие швы и для верхней одежды — пальто, костюмов.

Клеи приготовляют из смесей на основе натурального и синтетического каучуков, полихлорвинила, полиамидного порошка и др.

Важную роль в швейном производстве играют различные прессы, утюги, гладильные машины и т. д. В современном гладильном оборудовании температура, время обработки, сила давления регулируются автоматически.

Для разутюживания изделий изнутри применяют очень интересное приспособление — воздушно-паровой манекен. Изделие надевают на стойку манекена, покрывают нейлоновым мешком и наполняют мешок паром под давлением. При этом изделие пропаривается и разглаживается. Чтобы его высушить и закрепить форму, манекен наполняют сухим горячим воздухом — тоже под давлением. Вся обработка длится около минуты. В одежде постоянно происходят изменения: меняется ее стиль, она становится все более разнообразной. Художники-модельеры совместно с конструкторами работают над расширением ассортимента одежды. Ежегодно в производство внедряются сотни новых моделей.
Контактный телефон: 8 (4842) 7-35-81